Прединвестиционный этап
Начало этапа: Определение коммерческой или иной привлекательности объекта.
Окончание этапа: Принятие решения о вхождении в проект.
Проведение экспресс-оценки проекта и дальнейшее проведение в отношении выбранного проекта комплексной проверки.
Первичная оценка проекта.
Формирование первичной концепции проекта:
1. Первичная концепция (модель) проекта
Модель проекта - первичная оценка, прогнозирует с максимально возможным для данного этапа приближением к реалиям будущие объемные показатели и функционал проекта, являющиеся исходными данными для расчета экономики проекта. Исходная информация для модели проекта включает информацию, имеющуюся в свободном доступе (интернет, базы, справочники, собственные наработки компании, показатели объектов-аналогов и т.д.). Первичная оценка осуществляется в короткий срок - 1-2 дня. Основная задача первичной оценки - в минимальный срок и с минимальными затратами определить, насколько рассматриваемый проект является экономически и функционально приемлемым.
Комплексная проверка проекта.
2. Предварительная концепция развития проекта
Комплексная проверка проекта, уточняющая максимально возможный набор факторов, оказывающих влияние на будущий проект:
-Правоустанавливающее положение объекта,
-Градостроительные и технические регламенты, существующее и будущее использование территории застройки и прилегающих территорий,
-Исследования земельного участка и существующего объекта,
-Экологическое состояния территории и прилегающих территорий,
-Геология участка,
-Обеспеченность района транспортно-дорожной сетью, инженерными сетями и социально-бытовыми объектами,
-Анализ состояния и структуры спроса в месте локализации проекта,
Уточняются характеристики будущего объекта (объемы, функционал, качество продукта, стратегия затрат, укрупненная последовательность операций по развитию проекта и пр.)
Формируется общая схема развития проекта и график реализации проекта (предварительный, укрупненный вариант сетевого графика проекта).
Разрабатывается общая схема развития проекта и график реализации проекта.
Формируется стержневой альбом проекта:
1. Предварительная концепция развития проекта (объемы, функционал, качество продукта, стратегия денежных поступлений и затрат, укрупненная последовательность операций по развитию проекта и пр.) и исходные данные проекта;
2. Общая схема развития проекта;
3. График реализации проекта (сетевой график проекта);
4. Экономика проекта (сводные данные экономики) / укрупненный бюджет проекта (бюджетные потоки проекта с разбивкой по периодам);
5. Расчетное обоснование бюджета затрат и маркетинговое обоснование бюджета привлекательности проекта;
6. Рисковый бюджет проекта и показатели возможных «точек выхода» из проекта;
7. Договорная схема вхождения в проект;
8. Заключение, рекомендующее вхождение в проект.
Оценка возможностей и рисков проекта, формирование экономики проекта.
Определение размера рискового бюджета проекта и возможных «точек выхода» из проекта.
Подготовка эффективной договорной схемы вхождения в проект.
Подготовка к принятию решения о вхождении в проект.
Предпроектный этап
Предпроектный этап является самым важным и ответственным. Качество его реализации полностью определяет успехи или неудачи дальнейшего развития проекта.
Начало: Юридическое оформление объекта недвижимости и/или ЗУ, оплата приобретаемых прав.
Окончание: Выпуск ГПЗУ, Распорядительного документа администрации.
Повышается точность и степень детализации мероприятий и операций, планируемых по реализации проекта - стратегические решения, принятые при вхождении в проект, воплощаются в тактику последовательности операций по его реализации.
Начало работ по привлечению необходимого финансирования.
- Определяются объемы и график финансирования для осуществления операций по развитию проекта на предпроектном и проектном этапах.
-Уточнение и детализация:
• экономики проекта,
• бюджета проекта,
• общей схемы развития проекта,
• сетевого графика проекта. (Чем подробнее проработан сетевой график проекта и чем большим количеством деталей он насыщен, тем большего количества ошибок удастся избежать при развитии проекта.)
- Начало ведения комплекта документации проекта (КДП) в полном объеме.
- Проводится комплексное маркетинговое исследование, формируется маркетинговая концепция проекта (МКП) и маркетинговое задание на проектирование.
Разрабатывается проект застройки/мастер-план и проектные материалы стадии «П».
- Определяется оптимальное с точки зрения максимизации эффективности проекта, качество продукта, и предполагаемое использование (функционал) проекта в целом (модель проекта)
- Определяется стоимостные показатели проекта - среднюю цену за период строительства, динамику изменения цены за период строительства и общую стоимость готового объекта
- Выполняются исследования и изыскания на площадке (для целей последующего проектирования), получение согласований, заключений и технических условий на подключение к инженерным сетям
- Разрабатывается архитектурная концепция проекта (архитектурно-градостроительное решение, эскизный проект, мастер-план, эскиз застройки), формируемая в ходе реализации этапа для целей уточнения показателей проекта.
Формирование общей концепции (стратегии) развития проекта:
- Затратная часть проекта (за исключением стоимости строительства) и показатели привлекательности проекта рассчитывается на основе объемных показателей из концепции проекта, а также данных МКП.
-Затраты по статье «Строительство» формируются в виде Сводного сметного расчета стоимости строительства (ССР) с детализацией до 12 глав ССР. Появляющиеся на данной стадии предпроектные материалы (уже известен функционал объектов, их конструктивные и архитектурные решения, степень строительной готовности, необходимая для коммерческой реализации, решения по внутренней инженерии и отделке) позволяют, в частности, сформировать главы 2 «Основной объект строительства» и главы 12 «Проектные работы» с достаточной степенью точности. Техническое задание учитывает результаты предварительной проработки технических условий на подключение к инженерным сетям на базе объемных показателей проекта. ССР на данном этапе, определяется по объектам аналогам в соответствии с видами строительства (жилые/офисные/торговые/производственные корпуса, объекты инженерной инфраструктуры и т.д.) и отчасти на основании укрупненных показателей по видам или комплексам работ (укрупненные нормативы цен строительства, НЦС). Объекты-аналоги, показатели которых используются для расчетов, берутся из стандартно предлагаемой нормативной литературы . То же самое касается укрупненных показателей по стандартным видам или комплексам работ. Детализация и погрешность расчета зависит от полноты исходных данных.
- Разработка бизнес-плана на основе утвержденных в начале этапа экономики проекта, бюджета проекта, сетевого графика проекта, общей схемы развития проекта.
- Актуализация экономики и бюджета проекта. (Прочие документы из состава КДП уточняются по мере необходимости. При отклонении основных показателей проекта (распределение финансовых потоков во времени, показатели статей затрат и выручки, показатели эффективности, временные параметры этапов и проекта в целом) от утвержденных значений свыше допустимых пределов производится пересогласование.)
- Постановка производственного учета по заключенным договорам и контроль их исполнения. (Основной учетный документ – накопительные ведомости. Информация из накопительных ведомостей используется далее для ведения реестра договоров (реестра договорных отношений проекта) и ведомости строительных затрат (входит в состав ведомости расходной части бюджета, отражающей ход его исполнения).)
- Ведется реестр договорных отношений проекта. ( Постоянно пополняемый реестр позволяет отслеживать динамику развития проектов, полноту и диапазон произведенных работ, текущее состояние лимитов по главам затрат, а также исключить повторяемость работ и перерасход средств по выполненным работам (удерживать баланс соотношения цена выполненных работ / бюджетная стоимость выполненных работ).)
- Формируется ведомость затрат проекта (по статье «Строительство» совместно с СДО). ( В расходную часть ведомости вносятся изменения по мере пополнения реестра договорных отношений. Ведомость отражает текущее состояние затратного бюджета проекта и позволяет однозначно соотносить лимиты статей затрат со стоимостями заключенных, а также планируемых для их исполнения договоров. Лимиты по статьям и главам затрат обновляются по мере актуализации бюджетов.)
- Выпуск градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ);
- Выпуск распорядительного документа администрации, фиксирующего права и обязанности участников проекта и объемные показатели проекта.
Проектный этап
Начало: Выпуск ГПЗУ.
Окончание: Получение разрешения на строительство.
- Организация последующего финансирования проекта.
- С учетом условий ГПЗУ производится уточнение:
• экономики и детализация бюджета проекта;
• сетевого графика;
• общей схемы развития проекта.
Проектирование стадии «П»,
- Выполняются проектные работы стадии «П» (Стоимость проектирования формируется на основании расчетов, произведенных ранее СДО, в рамках лимита главы 12 ССР.)
Начало проектирования стадии «РД».
- Работы по проектированию стадии «РД». Работы выполняются силами проектного подразделения, входящего в группу компаний и/или внешним проектировщиком. Работа по получению заключения госэкспертизы, разрешения на работы подготовительного периода и разрешения на строительство.
- Уточнение и детализация сводного сметного расчета ССР
- Производится поэтапное уточнение и детализация ССР, сформированного на предпроектном этапе. (При выполнении необходимых расчетов используются материалы, содержащиеся в проекте организации строительства (ПОС) - календарный план строительства, строительный генеральный план, технологические схемы возведения основных сооружений, ведомости объемов основных строительных и монтажных работ, график потребности в строительных конструкциях и материалах, график потребности в механизмах, график потребности в рабочих кадрах. )
Подготовка договоров и технической документации для привлечение подрядчиков:
- Разработка сетевого графика строительства.
- Планируется комплекс операций (договоров), позволяющих осуществить строительство планируемого объекта в полном объеме и сдать его в эксплуатацию.
• описание предмета договора с комплектом проектной документации (Word, PDF);
• проект подрядного договора (Word);
• ценовое приложение к договору (Exel);
• совмещенный график производства и финансирования работ, оформляемый как приложение к договору (Exel).
- Привлечение подрядчиков. (Стоимость подрядных договоров формируется на основании текущих расценок на рынке, при этом в договор с подрядчиком закладывается индексация этой стоимости (например, на основе показателей инфляции в строительстве, рекомендуемых к применению Министерством регионального развития РФ, или показателей, сформулированных собственными силами). Это позволяет избавиться от накруток цены договора «про запас», что вынужден делать каждый подрядчик при отсутствии в договоре процедуры индексации. Стоимость подрядных договоров с учетом индексации, тем не менее, должна укладываться в рамки соответствующих бюджетных лимитов ССР. )
Получение заключения государственной экспертизы.
Получение разрешения на строительство.
Производство работ подготовительного периода.
Организация продаж (при необходимости)
• Организация PR, промоушен объекта.
• Привлечение риэлтерских компаний
Строительство
При условии качественной реализации предыдущих этапов, данный этап предполагает методичную работу по дальнейшей реализации проекта, естественно, при технически грамотном ее исполнении.
Начало этапа: Получение разрешения на строительство.
Окончание этапа: Ввод объекта в эксплуатацию и оформление прав собственности.
- Завершается проектные работы стадии «РД».
- Формируется окончательный ССР в составе 12 глав
(расчеты, дополняющие и уточняющие ССР, подготовленный на предыдущем этапе развития проекта, в единичных расценках.) При выполнении расчетов используются материалы, содержащиеся в проекте производства работ (ППР) - строительный генеральный план, схемы и методы производства строительных и монтажных работ, технологические указания по отдельным видам работ, схемы расположения защитных приспособлений, обеспечивающих безопасность, рабочие чертежи временных приспособлений и сооружений, календарный план и графики производства работ.
Уточнения и детализация:
• экономика проекта,
• бюджет проекта
• сетевой график проекта
• общая схема развития проекта.
• бюджеты строительства
Заключение договоров на строительные работы длительного срока исполнения. Стоимости этих работ существенно влияют на затратную часть проекта, и как следствие, на его эффективность. Твердая закрытая цена при подробно описанном предмете договора, исключающем разночтения сторон.
Осуществляется технический контроль:
Назначются технические специалисты для осуществления контроля сроков и качества выполнения работ по строительству объекта, а также приемки выполненных работ. (функции технического надзора).
Контроль:
Осуществляется тщательный контроль длительности, стоимости и качества выполнения этапов и видов работ по строительству объекта. Жесткий контроль лимитов затратных статей на соответствие утвержденному бюджету проекта.
Особое внимание уделяется балансу коммерческой части (доход проекта реинвестированный в проект) и строительной части проекта с учетом утвержденного бюджета проекта. Перебои в финансировании ведут к увеличению сроков строительства, вызывая дополнительные затраты из-за потерь на индексации стоимости работ и материалов, штрафах за просрочку оплаты работ и поставок, потерь на росте арендных и эксплуатационных платежей по оборудованию и механизмам.
После завершения строительно-монтажных работ производится приемка объекта с подписанием Акта законченного строительством объекта (КС-11).
Ввод в эксплуатацию
Оформление прав собственности, расчеты, закрытие проекта.
Постпроектный этап
Организация поддержания оптимального технического, эстетического, функционального и коммерческого состояния объекта.
Начало: Ввод объекта в эксплуатацию.
Окончание: Идея нового проекта.
- Оформление прав на объект недвижимости при смене и возникновении новых правообладателей;
- Оформление правоотношений с организациями предоставляющими услуги обеспечения инженерной инфраструктуры объекта и энергоресурсов;
- Поддержание соответствия состояния недвижимости ведомственным регламентам;
- Обеспечение оптимального технического состояния объекта и эксплуатационного состояния;
- Планирование бюджета расходов на содержание объекта;
- План мероприятий по содержанию, текущему обслуживанию, профилактике и ремонту объекта;
- Бюджет выручки при эксплуатации коммерческой недвижимости;
- Планирование мероприятий и бюджета расходов на эффективную эксплуатацию коммерческой недвижимости;
- Администрирование реализации планов;
- Организация и контроль финансовых потоков;
- Возникновение идеи по модернизации объекта.